На главную
Немного истории
Отчёты
Маршрут №1
Маршрут №2
Маршрут №3
Дополнительная информация
Сделать заказ
Ссылки
Гостевая
Написать
 





ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ КЛУБ "КАСКАД"

ОТЧЕТ
о водном туристском спортивном походе V (пятой) категории сложности в районе Северного Тянь-Шаня - сплав по рекам Чонг-Кемин и, Чу, совершенном с 29 апреля по 11 мая 2005 г.

Маршрутная книжка Госкомспорттуризма РБ № БВ-2005-04

Руководитель группы: Моисеев Сергей Николаевич
Адрес руководителя: 450069, г. Уфа-69, ул. Гвардейская, дом 48/3, кв.212

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю V (пятой) категории сложности.

Отчет использовать в Библиотеке водной подкомиссии БашРМКК


Оглавление

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
1.1. Проводящая организация
1.2. Место проведения похода
1.3. Общие справочные сведения о маршруте
1.4.Подробная нитка маршрута
1.5. Определяющие препятствия маршрута (пороги)
1.6. Состав группы
1.7.Адрес хранения отчета
1.8.Отчет рассмотрен
2. Содержание отчета
2.1.Общая смысловая идея похода
2.2. Подъезды и отъезды с маршрута
2.3.Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.4.Изменения маршрута и их причины
2.5.График движения
2.6.Техническое описание прохождения группой маршрута
2.6.1. Участок Верховья р.Чонг-Кемин-устье р.Чу
2.6.2. Участок р. Чу (от устья р.Чонг-Кемин) - пос.Кемин.
2.6.3.Обеспечение безопасности
2 .7.Потенциально опасные участки
2.8.Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
2.9.Дополнительные сведения о походе
2.9.1.Личное снаряжение
2.9.2.Групповое снаряжение
2.9.3.Ремнабор
2.9.4.Медаптечка
2.9.5. Краткая характеристика района
2.10.Стоимость питания, средств передвижения, снаряжения, проживания
2.11.Итоги, выводы, рекомендации
Приложение. Картографический материал, используемый на маршруте
Используемая литература.

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

1.1. Проводящая организация:
 Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан
450008, г.Уфа, ул. Советская,18. тел.72-86-90
 Комитет по физической культуре и спорту муниципального образования Орджоникидзевский р-н г. Уфы
450064, ул. Мира,6
 Туристско-спортивный союз Республики Башкортостан
450008, г. Уфа, ул. Советская, 18. тел/факс (3472) 72-86-90
 Туристско-спортивный клуб "КАСКАД"
450044, г. Уфа, ул. Кольцевая, 43

1.2. Место проведения похода:
республика Кыргызстан, район Северного Тянь-Шаня

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км.

Продолжи тельность общая, дней

Продолжи тельность ходовых дней

Сроки проведения

Водный

Пятая

139

13

5

29.04.05-11.05.05

1.4.Подробная нитка маршрута:
г. Уфа – г.Оренбург - г.Бишкек - верховья р.Чонг-Кемин (выше ущелья Джинды-Суу) – сплав по р.Чонг-Кемин - сплав по р.Чу - пос. Кемин (бывш. пос.Быстровка) – г.Бишкек – г.Оренбург – г. Уфа

1.5. Определяющие препятствия маршрута (пороги)
Уровень воды в р.Чонг-Кемин и в р.Чу – средний.

Название

кате гория слож

Длина, м

Характеристика препятствия

Каким судном пройд.

Примечание

1

Пор. "Ералаш"

600

Большой перепад. Крутые и водопадные сливы до 2м, мощные "бочки", множество обливных и открытых камней.

К-1, К-2,

К-4.

Проходили порог тремя экипажами (К-1 усиленный). Обнос К-3 за порог.

2 Пор."Камено

ломня"

500 Крутые сливы до 2м, валы, "бочки", много камней. К-1, К-2, К-3, К-4. Необходим сложный маневр среди камней.

3

Пор. "Баня"

200

Большой перепад. Сливы до 1,5 м., "бочки", огромные камни в русле.

К-1, К-2,

К-3, К-4.

Очень мощный порог.

4

Пор. "Повицкого"

700

Мощные "бочки", сливы до 1,5м., жесткие валы, навал на скалу ЛБ. Нужен постоянный маневр.

К-1, К-2,

К-3, К-4.

Проводка катамарана экипажем К-3 каменной гребенки.

5

Пор. "Мельница"

400

Валы,сливы с обливных камней до 1,5 м., русло забито открытыми и обливными камнями.

К-1, К-2,

К–3, К-4.

Шли тандемом.

6

Пор. "Габарит"

500

Мощные сливы и "бочки". В русле много больших надводных и подводных камней.

К-1, К-2,

К-3, К-4.

1-ую ступень проходили тремя экипажами (К-1 усиленный,К-2, К-4).

7 Пор. "Дюресу" (Ташкия) 1600 Большой уклон, крутые сливы, "бочки", много обливных и открытых камней. К-1, К-2,

К-3, К-4.

Очень интересный и красивый порог.
8 8-ой каньон 1500 Слалом с чередующимися "бочками", сливами, жесткими валами, камнями, прижимами.

К-1, К-2,

К-4.

Экипаж К-3 закончил активную часть маршрута.
9 Пор."Бузулган сайский" 1500 Сливы до 1,5м, много обливных и открытых камней, большой перепад. К-1, К-2, К-3, К-4. Шли тандемом.
10 Пор."Селевой" 100 Слив до 2м., мощная "бочка", жесткие валы. К-1, К-2, К-3, К-4. Мощный порог.
11 Пор."Саян

ский"

900 Множество камней в русле, сливы, "бочки". К-1, К-2, К-3, К-4. Шли походной колонной без разведки.
12 Пор."Вяхирь" 100 Множество камней, "бочек". К-1, К-2, К-3, К-4. Шли походной колонной без разведки.
13 Пор."Семеновский" 80 Навал на скалу левого берега, валы до 2,5м., мощные "бочки". К-1, К-2, К-4. Шли походной колонной без разведки.


1.6. Состав группы
 

Ф.И.О.

Год рожд

Обязанности в группе

Туристский опыт

Адрес, телефон

1

Моисеев
Сергей Николаевич

1962

Руководитель, капитан К-1,

Видеооператор

Алтай, р.р.Башкаус, Кадрин –Катунь 6У, 1999г. ,Алтай, р.р. Кокса-Катунь 4Р, 2000г.,В.

Саян, р.р.Китой,Онот 5Р, 2002г., Тянь-Шань, р.р.Кекемерен-Нарын-Обихингоу 6У, 2003г.

г.Уфа,

ул. Гвардейская,

48/3-212,

д.т.67-15-96

2

Моисеева Ольга Валерьевна

1977

Казначей, матрос К-1, медик

Алтай, р.р.Кокса –Катунь 4У, 2000г.,

Алтай р.р.Чуя-Катунь, 4Р, 2001г.

г.Уфа,

ул.Первомайская

90-21,

д.т.67-15-96

3

Камский Михаил Яковлевич

1953

Зам.руководителя, капитан К-2, фотограф, видеооператор

Алтай, р.р.Сумульта-Катунь 5Р, 2000г., В.Саян, р.Урик 5Р, 2001г.

г.Уфа, ул.Российская 108-147     д.т.77-11-87

4

Камский Антон Михайлович

1981

Матрос К-2, реммастер

В.Саян, р.Урик 5У, 2001г., Тува, р.р.Кок-Хем - Бий-Хем 5У, 2004г.

г.Уфа, ул.Российская 108-147     д.т.77-11-87

5

Сахаутдинов Фарит Галикорамович

1960

Капитан К-3, лоцман

Алтай, р.Башкаус 6У, 1999г., Тянь-Шань р.р.Кигем-Чарын 6У, 2001г.

г.Уфа,

ул.Глинки 7-31

д.т.38-02-56

6

Мурзабаев Илдар Исмагилович

1965

Матрос К-3, завхоз

Ю.Урал, р.р.М.Инзер-Б.Инзер-Лемеза 3У, 2004г.

г.Уфа,

ул.Интернац-ая

173/1-35

д.т.77-05-49

7

Поляков Николай Викторович

1953

Капитан К-4, фотограф

Алтай, р.р.Караалаха-Акаллаха-Аргут-Катунь 6У, 1997г.

г.Уфа, ул.Запотоцкого 8-49           д.т.50-88-94

8

Шестопалов Юрий Владимирович

1967

Матрос К-4, хронометрист

С.Забайкалье, р.Укучикта 5У, 2000г., Кадар, р.Сыгыкта 5У, 2001г.

г.Уфа, ул.Пр.Октября 170/1-21
д.т.33-71-38

1.7.Адрес хранения отчета:
библиотека водной подкомиссии БашРМКК, ул.Ленина, 37, каб.103. Информация о походе имеется в электронном виде на диске + видеофильм
1.8.Отчет рассмотрен:
БашРМКК, "_____"_______________2005г.

В составлении отчёта принимали участие:
Фотографии Камский М.Я., Поляков Н.В., Мурзабаев И.И.
Руководитель проекта Моисеев С.Н.
Составление и оформление Моисеева О.В.

2. Содержание отчета
2.1.Общая смысловая идея похода
Команда подобралась опытная: основная часть уже не раз сплавлялась по рекам пятой категории сложности. При выборе маршрута было не мало споров, но большинство поддержало руководителя и выбрало сплав по р.Чонг-Кемин. Эта река более привлекательна в спортивном плане, она как все реки Тянь-Шаня более бурная и своенравная, чем привычные алтайские и Саянские реки. Тем более водники Башкортостана еще не сплавлялись по этой реке в это время года.
Когда казалось, что решение принято, осложнилась политическая ситуация в Кыргызстане. Мы поддерживали связь с Бишкеком через интернет и к моменту нашего выезда были уверены, что там обстановка стабильная.
Целью нашего спортивного похода являлось:
1. Повышение технического и тактического мастерства туристской подготовки группы.
2. Морально-психологическая подготовка к более сложным походам.
3. Ознакомление с природой республики Кыргызстан.

2.2. Подъезды и отъезды с маршрута
Подъезды. До г.Оренбург забрасывались на автомобиле (из г.Уфа в г.Бишкек нет поездов). Из г.Уфа мы выехали 29 апреля в 19ч.30мин. В г.Оренбург, с учетом замены колеса в дороге, были в 03ч.10мин.30 апреля. Там сели на поезд № 18 "Москва-Бишкек" отправление в 03ч.48мин. (время московское) по вторникам и субботам. В г.Бишкек прибыли 05ч.30мин. (время местное) 2 мая, где нас уже встречал заказанный нами микроавтобус. В этот же день на нем доехали в верховья р.Чонг-Кемин. Этот автомобиль сопровождал нас в течение всего похода.
Отъезды. Наш маршрут закончился ниже пос.Кемин, возле заброшенного линолиумного завода. До г.Бишкек доехали на сопровождавшем нас микроавтобусе, переночевали в офисе тур.фирмы "Horizon Travel" и 9 мая на поезде №17 "Бишкек-Москва" отправились в г.Оренбург. Туда прибыли 11 мая, где нас ждал тот же автомобиль, на котором мы забрасывались. В г.Уфа мы были вечером.

2.3.Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Вдоль р.Чонг-Кемин проходит дорога, поэтому сойти с маршрута можно без особых проблем в любое время. Так же и с р.Чу.
В случае форс-мажорных обстоятельств мы предусмотрели запасной вариант – сплав по р.р.Казан, Коксу в Казахстане.

2.4.Изменения маршрута и их причины
Для изменения маршрута причин не было.

2.5.График движения

Дни пути

Дата

Участок дневного перехода

Км

Характер пути, опасные участки, препятствия

Метеоусловия

1-2

29.04-30.04

г.Уфа – г.Оренбург

-

Авто  

2-4

30.04-02.05

- г.Бишкек

-

Поезд  

4

02.05

-р.Чонг-Кемин (нач. 4го каньона) стапель

-

Авто Прохладно.

5

03.05

–автомобильный мост в конце 4го каньона

12

Сплав. Несложные пороги, шиверы, камни в русле.Пор."Конек","Саянский" Пор."Габарит". Разведка обязательна! Пор."Дрозд","Вяхирь","Мост". Ясно

6

04.05

-после пор. "Бу-

зулгансайский"

17

Сплав. Пор."Дюресу" (Ташкия), "Бузулгансайский". Разведка обязательна. Много шивер, камни в русле, сливы. Облачнодождь.

7

05.05

-в конце 6го

каньона, перед пор."Ворота"

7

Сплав.6-ой каньон.Пор."Каменоломня",

"Ералаш", "Мельница", "Баня". Разведка обязательна!!! Камни в русле, мощные сливы, "бочки".

Облачно

8

06.05

-нач.7гоканьона, объезд 7го

каньона

5.5

Сплав,авто. Пор."Повицкого"

Разведка обязательна! Камни в русле, мощные сливы, "бочки". Объезд 7-го каньона.

Облачно дождь.

9

07.05

-пос.Кемин (линолиумный завод), антиста-

пель.

94.5

Сплав. 8-ой каньон, 9-ый каньон, пор. "Семеновский". Много камней, сливов, прижимов, "бочек". Ясно.

10

08.05

- г.Бишкек

-

Авто  

11-13

09.05-11.05

- г.Оренбург

-

Поезд  

13

11.05

-г.Уфа

-

Авто  

2.6.Техническое описание прохождения группой маршрута
Используемые обозначения: ПБ(ЛБ)-правый(левый) берег, Сочетание левый(правый)-левый(правый) – соответственно разведка и страховка по левому(правому) берегу.
2.6.1. Участок Верховья р.Чонг-Кемин-устье р.Чу
Река Чонг-Кемин
Реку Чонг-Кемин можно разбить на несколько участков:
1.Верхний участок. Находится выше устья р.Кель-Алматы. Иногда этот участок называют "1 и 2 каньонами".
2.Участок разбоев. От р.Кель-Алматы до р.Алагир, скорость течения довольно высока. Затем протоки постепенно сливаются в одно русло, и после левого безымянного притока начинается следующий участок.
3."Третий каньон". Участок каньоном назван весьма условно, потому что отсутствуют высокие каньонообразные берега. Длина около 10км. Здесь расположено восемь препятствий:
 Пор.№3 простой порог
 Пор.№4 простой порог
 Пор.№5 "Слон" (5А). Длина 300м. Начинается входной шиверой сразу за пешеходным мостом, заканчивается через 50м., после впадения справа р.Алматы.
 Пор.№ 6"Алмаатинец" (5А). Длина 80м. Находится через 100м., после пор.5. В середине русла большой камень, на который идет сильный навал.
До конца каньона идет несложная шивера , внутри которой выделяют:
Пор.№7"Обман", пор.№8"Бой", пор.№9"Сель",пор. №10"Порог"
Все их можно идти с ходу.
4.Участок разбоев. От р.Орто-Кой-Суу до моста. Длина 18-20км. Обнос моста по ПБ.
5."Четвертый каньон".Начинается, после впадения правого притока р.Чонг-Кемин р.Мамбет-Булак. Это ущелье с не очень высокими берегами. Длина около 10 км. Здесь расположено пять препятствий, самое сложное из них порог №13"Габарит"(5В). Участок заканчивается около нового моста через р. Чонг-Кемин.
6.Несложный участок. Длина около 8км. На нем имеется несколько шивер и несложных порогов. Заканчивается участок при впадении в р.Чонг-Кемин левого притока р.Дере (Дюрез, Дюресу).
7."Пятый каньон". Длина 1,6км. Это один порог№16 "Дюресу"(Ташкия) (5В). Правый берег невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом.
8.Островно-шиверистый участок". Длина около 10км. Много островов. Имеется одно препятствие – шивересто-порожистый участок в районе пос.Бузулган-Сай (пор.№17 Бузулгансайский).
9."Шестой каньон". Длина около 4,5км. Заканчивается участок около ГМС. Один из самых сложных участков реки. Здесь расположено четыре препятствия – пор.№18"Каменоломня" (5С), пор.№19"Ералаш" (6В), пор. №20"Мельница" (5В), пор.№21"Баня" (5С).
10.Шивересто-порожистый участок. Длина около 5км. На нем расположено одно препятствие - пор.№23"Повицкого" (5С).
11."Седьмой канон". Длина около 3км. Здесь расположено два препятствия. Самое сложное – пор.№24 "Зеленый" (6В). Этот участок не входит в "пятерочный" маршрут по р.Чонг-Кемин.
12.Простой участок. Длина около 2 км.
13."Восьмой каньон". Длина около 2км. Это один порог (5В).
14.Простой населенный участок. Длина около 50км. Много шивер, разбоев.
15."Девятый каньон" (Нижне-Кеминское ущелье). Длина около 8км., уклон 8-10м/км. В каньоне несложные прижимы, шиверы, отдельно стоящие камни. Заканчивается при впадении р.Чонг-Кемин в р.Чу.

2 мая, понедельник.
В г.Бишкек приехали без опоздания. На перроне нас встретил представитель тур.фирмы "Horizon Travel" и водитель микроавтобуса "Мерседес - Бенц". Загрузили каркасы катамаранов и рюкзаки в прицеп, а сами с комфортом разместились в салоне.
Заехали в офис тур.фирмы, получили временные регистрационные талоны, дали телеграммы о выходе на маршрут и в 9ч.45мин.( здесь и далее время местное) выехали в верховья р.Чонг-Кемин. По пути заехали на рынок – закупили овощи и лепешки.
В 15ч.15мин. доехали до моста через р.Чонг-Кемин выше 4-го каньона. Стоит группа "питерцев" из 6 человек под руководством Холодкевича Олега.
Холодно, моросит дождь. Разгрузились и начали собирать катамараны. Дров нет, дежурные готовят обед на колючках – "киргизские дрова".
Уровень воды в р.Чонг-Кемин мы оценили - средний.
Вечером устроили праздничный ужин, объединив два события: благополучное прибытие на место и день рождения Сергея Моисеева.
Ночью было холодно, но небо, усыпанное звездами, было для нас необычным и величественно прекрасным.

03мая, вторник.
С утра холодная, солнечная погода. За ночь в котлах замерзла вода, на траве и катамаранах изморозь. К обеду стало теплее. Уровень воды - средний. Собра ли катамараны, погрузили вещи в "авто" и в 14ч.10мин. вышли
Вода в реке светлая, чистая.
11.Порог "Конек". Несложный порог длиной 120м. Шли без разведки, тандемом.
12.Порог "Саянский"(4С). Длина 900м. Начинается через 100м. после пор. "Конек". В пороге маневр несложен, сливы и бочки локальные.
Шли тандемом.Через 15мин. подошли к пор."Габарит". Зачалились на ЛБ за 50м. до скального выступа ПБ.
13.Порог Габарит" (5В – левый – левый ). Здесь и далее - разведка, и страховка по ЛБ (здесь и далее по тексту ЛБ - левый берег). Длина около 500м. Порог образован большими глыбами, лежащими в русле реки. ЛБ крутой, поросший лесом, ПБ более крутая осыпь. В начале порога на ПБ (здесь и далее по тексту ПБ - правый берег) скальник. Падение на всем участке около 10м/км. Условно его можно разбить на три ступени.
Первая ступень, длиной около 100 м., начинается на прямом участке перед левым поворотом. В ней гряда скальных обломков оттесняет поток на скальный выступ ПБ, затем, после левого поворота, поток устремляется между огромными булыганами, расположенными возле ПБ, ЦР(здесь и далее центр реки) и ЛБ. ( в нашу воду габаритные не проходы), затем поток разделяется, идет по ЦР и устремляется к ЛБ, наталкиваясь на скалу ЛБ.
Через 15-20м. начинается вторая ступень. Длина ступени 30-40м. Через все русло реки расположена гребенка из огромных камней, вода просачивается между ними полутораметровыми сливами с зубьями (в нашу воду габаритные не проходы). Ступень заканчивается перед устьем левого притока р.Джинди-Суу.
Третья ступень длиной около 350м. По всей длине выходной части расположены сливы до 1м., большое количество крупных камней, на которые сильно наваливает.
Полностью первую и вторую ступень было принято проходить экипажами: Моисеев-Сахаутдинов на К-1 и Камский-Камский на К-2, Поляков-Шестопалов на К-4.
Начало первой ступени К-1 прошел по основной струе вдоль скалы ПБ, затем после крутого левого поворота пошел в ворота между огромным камнем, расположенным возле ПБ и камнем по ЦР. При разведке порога нам показалось, что проход вполне широк для катамарана. На практике оказался габаритный не проход. Катамаран вошел в ворота левой гондолой, правая уперлась в огромный камень. Немного притопило левую гондолу. Сахаутдинов с катамарана залез на огромный камень и за чалку, приподняв свою правую гондолу, провел катамаран между камнями. Зачалились на ПБ и решили еще раз просмотреть вторую ступень. В результате аккуратно прошли вдоль ПБ до начала каменной гребенки, обнесли ее по ПБ (5-10м.) и продолжили прохождение порога. От места старта пересекли струю и вышли в центр потока, прошли по основной струе по ЦР, сместившись к ЛБ в устье р.Джинди-Суу, а затем снова уйдя в ЦР. Зачалились на ЛБ через 30м.,
после левого притока р.Джинди-Суу. Страховку "морковкой" выставили ниже этого притока.
Экипажи К-2 и К-4 прошли 1 ступень до габаритного не прохода зачалились на ЛБ обнесли катамараны за гребенку 2 ступени и продолжили сплав. Шли по основному потоку, маневрируя между открытыми и обливными камнями, зачалились в 30-50м., после устья р.Джинди-Суу. Экипаж К-3 обнесли 1 и начало 2 ступени по ЛБ спустили катамаран со скалы и оставшуюся часть 2 ступени прошли, так же как и К-2 и К-4
Третью ступень пор."Габарит" проходили тандемом без разведки, со взаимной страховкой с воды.
Второй участок четвертого каньона длиной 8км. менее насыщен препятствиями. Шиверистый участок между п.13 и 14 можно проходить с ходу.
14.Порог "Дрозд". Длина 100м. расположен за 100м. до р.Бассы-Джая. Просмотреть порог можно с ПБ, причалив через 100м., после обрыва ПБ на левом повороте перед мелью в центре русла. Для прохождения порог несложен.
15.Порог "Вяхирь"(4С). Длина 100м. Расположен в узком ущелье через 300-400м. после преп.14. ПБ-отвесная скала с отдельными выступающими из воды камнями у его подножья. ЛБ очень крутой, поросший лесом. Просмотр до средней части удобнее по ПБ, а нижнюю часть – по ЛБ. Преп.15 можно идти с ходу.
До моста через р.Чонг-Кемин еще несколько шивер.

16.Порог "Мост". Расположен между старым, разрушенным и новым мостами. Порог несложный, заканчивается сливом. Длина порога 200м.
Все шли с ходу, тандемом без разведки. При прохождении этого участка нужен постоянный маневр между обливными и открытыми камнями.
Зачалились перед новым автомобильным мостом на ЛБ (дорога переходит с ЛБ на ПБ) на небольшой полянке с соснами в 17ч.30мин.

04мая, среда.
Погода пасмурная. Прохладно, изморозь.
Вышли в 9ч.50мин.
От нового моста до 5 каньона около 8км. На первых 500м. сплава река течет спокойно, далее появляются шиверы и простые пороги. На плавном повороте реки, после острова в русле открывается долина р.Дюресу и виден один из ее впадающих в р.Чонг-Кемин рукавов. Здесь перед осыпью ПБ можно зачалиться для просмотра 5 каньона.
В 10ч.25мин. подошли к пятому каньону. На ПБ кошара.
Зачалилиь на ПБ сразу за осыпью, в самом начале порога.
16.Порог "Дюресу" (Ташкия)(5В-правый-правый). Длина около 1,6км. от впадения последнего рукава р.Дюре (Дюресу). Ширина русла 20-30м. Средний уклон 35м/км. Один из самых интересных порогов реки. Ярко выраженного каньона нет: ПБ невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом. По ПБ рядом с рекой проходит дорога.
Порог принято делить на четыре ступени (в некоторых отчетах на семь!).
Порог "Дюресу" мы проходили в четыре приема, по мере готовности экипажей. Тактика прохождения была одна: шли тандемом в связке К-1 с К-2 и К-3 с К-4. Намечали удобное место для чалки после окончания одной из ступеней порога и в этом месте выставляли страховку "морковкой", видео- и фотооператоров.
Первая ступень начинается сразу за устьем р.Дюресу и тянется 150м. В центре реки лежат два огромных обломка скалы. Слева мелко для катамаранов, проход правее достаточно глубок, но в нем метровый слив. Дальше перед левым поворотом еще два метровых слива. В центре много обливных камней.
К-1 и К-2 заходили по центру, шли по основной струе, смещаясь к ПБ. (фото№9). Обошли обливные камни, расположенные по центру и огромный "чемодан" вдоль ПБ, за ним вновь сместились в центр, ближе к ЛБ, прошли по метровому сливу и зачалились на ПБ перед левым поворотом, сменив часть команды, встали на страховку и видеосъемку.
Экипаж К-3 не смог сместиться к ПБ и прошел по центру реки по обливным камням, далее шли как предыдущие экипажи. К-4 в начале порога шел вдоль ЛБ, затем сместился в центр и ушел к ПБ.
Разведали вторую ступень. Экипажи К-1 и К-2 встали на страховку и видеосъемку.

Вторая ступень порога начинается на левом повороте. Длина 200м. Вторая ступень гораздо сложнее первой. В русле много камней. Правая часть реки падает мощным сливом и наваливает на камень у ПБ. В центре реки несколько полуобливных камней. Проход слева чище, здесь река впадает двумя сливами, первый из которых водопадный.
Первым шел К-4 вдоль ПБ, маневрируя между обливными камнями, после слива между камнем по центру реки и ПБ, в "бочке" их пару секунд придержало.
К-3 прошел так же, только, в "бочке" катамаран развернуло лагом, затем они успешно зачалились на ПБ. Заняли места для страховки и видеосъемки.
Экипажи К-1 и К-2 так же успешно преодолели это препятствие, только "бочку" пробили на скорости.
Третья ступень расположена сразу за второй и представляет стометровую горку. Начинается за правым поворотом с мощного короткого прижима к бому ПБ, Далее вода скатывается по россыпи обливных открытых камней, теряя около пяти метров высоты метровыми сливами.
Эту ступень шли первыми К-3 и К-4 тандемом по центру реки ближе к ПБ, успешно прошли гребенку из обливных камней и зачалились на ПБ перед следующим правым поворотом. К-3 прошел по ПБ. К-4, проходя гребенку, ушел под ЛБ и наехал на обливной камень возле ЛБ, его развернуло, и Полякова чуть не выбросило с катамарана. Зачалились так же на ПБ, чуть ниже К-3. Сменив на страховке и видеосъемке экипажи К-1 и К-2.
Тандем К-1 и К-2 прошел аналогично К-3.

Четвертая ступень тянется до конца каньона. Вода сначала падает несколькими ступеньками до метра высотой, а потом наваливает на камни, то у ЛБ, то у ПБ.
Ближе к концу порога с ПБ впадает р.Ташкия.
Экипаж К-3 шел по центру реки, по основной струе, сливаясь через обливные камни, зачалился на ПБ для страховки. К-4 шел вдоль ЛБ и зачалился на ЛБ перед левым поворотом для съемок. К-1 и К-2 прошли по центру реки по основной струе и зачалились в конце порога на ПБ.
В 13ч. в конце пор "Дюресу" на ПБ встали на обед.
В 14ч.20мин. вышли.
После преп.№16 долина реки расширяется, дорога уходит в сторону, до следующего каньона река еще 6км. петляет среди островов.
Перед пос.Бузулгансай река делает левый поворот. На ПБ видны дома поселка. Русло реки сужается, уклон увеличивается, берега становятся высокими и крутыми, через реку перекинут подвесной мост. В 14ч.45мин. зачалились для просмотра пор."Бузулгансайский" на ПБ.
17.Порог "Бузулгансайский" (5А- правый-правый) Длина около 1,5км. в середине излучины по ПБ впадает р.Бузулган-Сай. Мощная входная шивера заканчивается за правым поворотом реки сливом. Далее напротив отвесной высокой скалы ЛБ начинается длинная шивера-порог, заканчивающаяся примерно через 1,2км. за правым, а затем левым поворотом реки. На входе в это препятствие лежат два обломка скалы, которые лучше обойти слева.
Провели разведку начала порога. Прошли весь порог поочередно тандемами по центру реки, маневрируя между камнями, со страховкой с воды (фото№14). Сразу за порогом зачалились на ПБ, перед островом (левая протока основная, правая мелкая), на ночевку. Занесли катамараны на верхнюю поляну. Моросит мелкий, нудный дождик, прохладно.
05 мая, четверг.
Вышли в 9ч.
После пор."Бузулгансайский" мощь воды убывает, ЛБ становится пологим, а правый – крутым и дорога по нему постепенно уходит вверх. Река делает большую излучину, обходит высокий отвесный утес ПБ, выходит на вторую излучину. Через 3-4км. необходимо зачалиться для просмотра 6-го каньона.
В 9ч20мин. мы подошли к 6-му каньону. Ориентирами начала каньона являются ЛЭП, переходящая с ЛБ реки на ПБ, а через 200м. неширокая галечная отмель у ЛБ перед левым поворотом. Для просмотра каньона нужно пристать к ПБ. Над пор."Каменоломня" приличное место для стоянки. Можно сделать радиальный выход на оз.Кель-Тер. На наш взгляд это самый серьезный каньон р.Чонг-Кемин.
6-ой каньон. Длина 4,5км. Средний уклон 25-30м\км..
18.Порог "Каменоломня"(5С-правый-правый). Общая длина порога 500м., перепад воды 15-20м. Порог состоит из двух "горок". Начинается 100 метровой шиверой с метровыми валами, после чего река поворачивает направо, наваливая на камень под ЛБ. Дальше на участке около 250м. река делает плавный левый поворот, падая на 15м. 1,5-2 метровыми, узкими сливами между большим количеством камней (первая "горка"). В этом месте для чистого прохождения требуется очень сложный маневр между камней. После этого вода устремляется в прижим под отвесный ЛБ и поворачивает направо. Ниже прижима русло перегорожено грядой камней (вторая "горка"). Вода протискивается через это решето 1,5 метровыми, как по высоте, так и по ширине сливами. Правда, под ЛБ слив несколько шире, более 2 метров, но существует опасность на заходе попасть в прижим. Ниже гряды порог заканчивается.
Проходили в два этапа.
Экипаж К-3 прошел, маневрируя между камнями по центру реки, ближе к ПБ и зачалился перед левым поворотом на ПБ. Затем, после левого поворота реки ушел в центр реки, пройдя по основной струе несколько сливов с "бочками" и сместился к ПБ перед следующим правым поворотом. На ЛБ огромная скала, прижима к ней нет. Поворот прошли левым берегом, рядом со скалой, сместились в центр между обливных камней, затем пошли к ПБ и зачалились на ПБ, после правого поворота в конце порога.
Экипаж К-4 первую часть порога прошел аналогично К-3, но не стал зачаливаться перед левым поворотом и тут же сел на камень возле ПБ. Катамаран развернуло, они сползли с камня, несколько метров прошли кормой, дальше развернулись и прошли первый слив полулагом, в следующий слив вошли уже носом, прошли по обливным камням возле ЛБ, перед правым поворотом пересекли струю и зачалились на ПБ для отдыха. Отдохнув и осмотревшись, через минуту они пошли по центру реки по основной струе. Правый поворот прошли по центру реки, маневрируя между камнями.
Экипаж К-1 зашел по основной струе вдоль ПБ, после левого поворота ушел в центр реки, четко прошел "бочки", затем перед правым поворотом, прошел ворота между открытыми камнями и далее по центру реки, после правого поворота сместились вправо и зачалились в конце порога на ПБ.
Экипаж К-2 прошел порог так же, как и К-1.


Далее следует короткая шивера-порог, не представляющая особой сложности. После отвесной скалы ПБ необходимо зачалиться перед устьем р.Малый Джанг-Ырык. Здесь начинается сложнейший порог "Ералаш".
19.Порог "Ералаш" (6В-правый-правый). Длина около 600м. Порог условно разделен на три ступени. Входная ступень: шивера на резком правом повороте реки заканчивается сливом через всю ширину реки, в середине большой обливной зуб. У ПБ скала перегораживает треть русла. Возле зуба пенная каша. Правая часть струи после зуба бьет в скалу ПБ. Далее ряд мощных сливов и "бочек". Через 50м. чуть левее середины русла лежит огромный плоский камень, после которого на небольшом левом повороте навал на гряду полузатопленных камней в центре русла (вторая ступень). Перед грядой на ЛБ огромные плиты, центр русла забит камнями, есть два более-менее чистых прохода. Первый вдоль ПБ по двухметровому водопадному сливу между огромными камнями по центру русла и камнями ПБ шириной 2,5 м, но далее примерно через 15 м. поток бьет в выступающий камень ПБ. Чтобы зайти во второй проход нужно пересечь струю с ПБ на ЛБ, пройти возле огромных плит и далее по струе возле ЛБ.
Далее после правого поворота, на котором есть навал на скалу ЛБ, метров через 50, третья ступень порога: крутой слив с большой подводной плиты посреди русла (в нашу воду плита чуть обливалась). После этого места идет мощная шивера с метровыми сливами и валами до следующего левого поворота через 300м.
Порог было решено проходить тремя суднами. К-1 – Моисеев - Сахаутдинов, К-2 – Камский - Камский, К-3 – Поляков - Шестопалов.
Экипаж К-1 зашел по центру реки, ближе к ЛБ, после резкого правого поворота по центру, вдоль ЛБ три больших полуобливных камня, примерно метров за 20 до огромной глыбы ЛБ, последовательно прошли две "бочки", вторая притормозила и развернула катамаран. Сразу за огромной скалой на ЛБ катамаран выправили, и следующий мощный слив прошли вдоль ЛБ носом. До следующего правого поворота шли вдоль ЛБ по основной струе. После правого поворота сместились в центр и шли по 1,5м. сливам, спрыгивая с обливных камней. Слив по всей ширине реки с обливным зубом прошли, пропустив зуб между гондол. Зачалились на ПБ перед следующим левым поворотом. ПБ – крутая осыпь, на ЛБ огромные плиты. На этом участке большой перепад.
Далее шли К-4 и К-2 . Они придерживались той же линии движения, что и экипаж К-1 только с небольшими нюансами. Слив, с обливным зубом за ним, К-4 прошел правой гондолой по зубу. Это же место К-2 прошел между обливным зубом и ЛБ. Они зачалились там же на ПБ перед небольшим левым поворотом.
Вторую ступень первыми пошел экипаж К-4. Пересекли струю под ЛБ, но слишком прижались к ЛБ, и в результате их развернуло на обливных камнях ЛБ, дальше примерно метров 20 они шли кормой, потом наехали кормой на обливной камень возле ЛБ и развернулись. Дальше 20 м. до следующего правого поворота они шли вдоль ЛБ, постепенно смещаясь в центр. На правом повороте на ЛБ огромная скала. Сразу за правым поворотом зачалились на ПБ для съемки и страховки, сменив экипаж К-2.

Экипаж К-2 четко прошел водопадный двухметровый слив, возле ПБ, кормой слегка задел выступающий камень, сместился в центр и за правым поворотом зачалился на ПБ.
Экипаж К-1 прошел аналогично К-2, но они воткнулись правой гондолой в выступающий камень и, их как мячик отбросило немного от камня назад, что позволило им спокойно сместиться влево и обойти этот камень. Зачалились там же.
После прохождения второй ступени пообедали.
Третья ступень порога "Ералаш" несложная.
К-1 заходили вдоль ЛБ ближе к центру, облизывая выступающие над водой камни, затем обошли обливную, огромную плиту слева и далее шли вдоль ЛБ, постепенно смещаясь в центр реки. За следующим левым поворотом шли по центру реки и зачалились на ПБ, через 100м. после поворота.
Экипажи К-4 и К-2 прошли аналогично.
Далее идет шивересто-порожистый участок от "Придорожного камня" – большого валуна на ПБ – до порога "Мельница" заканчивается после незначительного правого поворота шиверой порогом, незначительным левым поворотом и большим обломком скалы у ПБ. За скалой можно пристать для разведки преп.20.
20. Порог "Мельница" (5В- правый-правый). Длина порога 350-400м. Дорога уходит от реки. Берега создают неглубокий каньон. Порог начинается на плавном левом повороте русла шиверой, затем идут несколько виражей с навалами на камни левого и правого берегов. После порога простой участок длиной 50м., затем на правом повороте начинается преп.21.
С высокого ПБ осмотрели порог, наметили линию движения. Решили идти тандемом. Первым пошел К-3. Зашли по центру, затем после правого поворота сместились ближе к ЛБ и, продолжали идти вдоль ЛБ сливаясь с обливных камней. В конце порога центр русла забит камнями и между ними вдоль реки заклинило огромное бревно. Далее небольшой правый поворот. К-3 не успел уйти вправо, и, пошел в слив между большим камнем ПБ и огромной скалой по центру реки, в результате наехал правой гондолой на скалу по центру и воткнулся носом в дно реки: катамаран заклинило, он постоял секунд 5 , но затем сполз и встал на киль. Зачалились на ПБ за следующим правым поворотом в устье реки.
Экипаж К-4 пошел следом и за ним через 40м. К-1. К-4 постоянно тормозило в "бочках", несколько раз он наезжал на обливные камни, его разворачивало, и тормозило. Потом они сели на камень в центре реки. К этому времени К-1 вплотную подошел к К-4, вытолкнул его с камня влево, но сам капитально сел на следующий камень по центру реки. К-4 ушел к ЛБ, далее сместился в центр, оставив огромную скалу слева. Зачалились на ПБ в конце порога. В это время К-1 удалось сползти с камня и его снесло к бревну по центру реки. Встали на бревно, перетащили через него катамаран на плиту и уже с плиты сползли влево и прошли остаток порога так же, как и К-4.
Экипаж К-2 четко прошел порог вдоль ЛБ, ушли на правом повороте в центр, и прошли огромную скалу справа. Зачалились там же.

21. Порог "Баня" (5С-правый-правый). Длина 200м. Вода падает на 10м. Очень неприятный порог ступенчатого вида. На входе в порог ПБ высокая конгломератная стенка. В начале порога несколько сливов, затем через 30м. второй правый поворот, сужение русла. В этом месте по центру реки огромный валун, рассекающий поток, и острые камни вдоль ПБ. Затем идет серия сливов и бочек. В конце порога по центру расположен большой камень, на который наваливает весь поток. За ним прижим к ПБ, далее на выходе шивера.
Разведали порог по ПБ по низу. Выставили страховку и съемку.
Первым пошел экипаж К-4, заходили по центру, далее за огромной скалой ПБ на небольшом левом повороте ушли влево к трем огромным плитам ЛБ, затем вдоль ЛБ по обливным камням и зачалились на ЛБ для съемок в конце порога.
Экипаж К-3 начали прохождение аналогично К-4, но после небольшого левого поворота они пошли в центр реки, ближе к ПБ и прошли по косому сливу между двумя огромными обливными камнями. К-3 зачалился на ПБ перед порогом "Ворота" для страховки.
Экипажи К-1 и К-2 прошли порог "Баня" так же как и экипаж К-3.
Решили встать на ночевку на ПБ перед порогом "Ворота".

06 мая, пятница.
За ночь вода поднялась на 15см. Вышли в 8ч.30мин.
22.Порог "Ворота". Короткий порог длиной 50м., образован большими валунами, между которыми слив с косыми валами.
Проходили тандемом, по сливу, между камнями.
Далее до ГМС шиверы средней сложности. После ГМС за левым поворотом реки начинается шивера, которая переходит в преп.23 - порог "Повицкого".
До ГМС шли примерно 7мин., затем зачалились в 20м. ниже ручья на ПБ для просмотра порога.
23.Порог "Повицкого" (5С-правый – правый). Длина порога 700м, можно разбить на два участка. Первый длиной 400м., второй 300м. Порог начинается на левом повороте реки. После впадения ручья прямой участок длиной 150м. с несколькими "бочками", серией пологих сливов, за которыми стоят жесткие полутораметровые валы. За следующим правым поворотом прямой участок длиной 250м., в русле лежат отдельные крупные камни, мощные сливы, "бочки", нужен маневр между открытыми камнями и обливняками. Второй участок начинается после небольшого правого поворота. Это самый сложный отрезок порога. Русло перегораживает широкая гряда полуобливных камней, на которой вода падает на 2-2.5м., уклон резко увеличился. Через 100м. посреди русла огромный камень, весь поток идет между ним и ПБ, за ним через 30м. посреди русла еще один большой камень и камень возле ПБ, между ними косой слив и мощная "бочка", затем русло забито обливными камнями, "бочками" до следующего правого поворота. На ЛБ огромная скала, на которую есть навал. Сразу за поворотом окончание порога.
Выставили страховку "морковкой" в конце первого участка на ПБ перед правым поворотом в небольшом улове.
Первыми шли экипажи К-3 и К-4. Заходили ближе к ПБ, маневрируя между камнями с уходом в центр. Перед правым поворотом К-3 зачалился на ПБ, а экипаж К-4 на ЛБ. Экипажи К-1 и К-2 прошли первую часть порога, так же как и К-3.
Начало второй части порога – гребенку обливных и открытых камней - экипаж К-3 провел свое судно по ПБ, около 50м., и продолжил прохождение порога. Шел по основной струе, между огромным камнем по центру реки и камнем ПБ, затем по сливу между камнями по центру реки и ПБ, далее шел, маневрируя между обливными камнями и бочками.
Экипаж К-4 гребенку из камней прошел по ЛБ, за ней ушел в центр реки, далее на небольшом правом повороте прошел в слив в "воротах", между огромным камнем по центру реки и обливным камнем возле ПБ, затем ушел в центр реки по обливным камням.
Экипаж К-1 начало второй ступени прошел вдоль ПБ между обливняками, сел на камень, сполз лагом и уже по основному сливу дошел до огромного камня, далее его затащило на камни возле ПБ, он сполз с них, и далее шел так же, как, и экипаж К-4.
Экипаж К-2 начало второй ступени прошел по центру реки между обливняками, затем по центру между обливными камнями, далее по основной струе между огромным камнем, ближе к ПБ, скатился правым баллоном по камню, остальную часть порога - аналогично экипажу К-4.

За порогом шивересто-порожистый участок, затем на реке обширный остров с растительностью. Ниже острова на правом повороте довольно мощный порог "Селевой".
23а. Порог "Селевой" (5А-правый-правый). Длина порога 100м. Начинается на крутом правом повороте грядой камней, которая тянется от центра русла до ПБ. Затем следуют сливы с "бочками", в центре реки огромный камень. Заход в порог возможен только вдоль ЛБ.
Осмотрели порог с высокого ПБ. Экипажи К-2, К-3 и К-4 шли тандемом. Заходили в порог на правом повороте, затем шли вдоль ЛБ. К-4, пробив мощную "бочку" возле ЛБ, сместился вправо и обошел огромный камень справа, затем уйдя в центр реки. К-2, после правого поворота пробил мощную "бочку" возле ЛБ и дальше продолжил сплав, пройдя вдоль ЛБ, затем сместившись в центр реки. Экипаж К-3 прошел так же, как и экипаж К-4.
Экипаж К-1 вел съемку похождения трех катамаранов с ПБ. Прошли порог аналогично К-2, вошли в "бочку" четко и пробили ее на скорости, обошли скалу слева вдоль ЛБ, затем сместились в центр реки.
Далее до седьмого каньона, около километра сплава по спокойной воде. Нам встретились три небольших галечных острова. Ориентир каньона очень четкий – высокая крутая гора, сменяющая отлогий низкий ПБ, дорога серпантином уходит в гору, ЛБ желтая осыпь. Зачалиться надо не ближе 100м. от этой горы к ЛБ или ПБ (удобнее на небольшом галечном пляже), дальше чалка катамарана проблематична.
7каньон. Длина 2,5-3км. Просмотр препятствий в основном с ПБ. 24.Порог "Зеленый" (6В-правый-правый ). (Схема №1) Длина с входной частью 700м. ПБ – высокий до 200м. конгломератный склон, ЛБ – низкий поросший лесом, в конце преп.24 оба берега сжимают реку высокими скалами. В пороге есть три ключевых участка, хотя второй и третий разделены весьма условно.


Первая ступень. Входная часть начинается на левом повороте, за которым идет сразу правый, а затем еще правый поворот. Здесь начинается самая сложная и опасная часть порога. Вода разгоняется на прямых участках длиной по 30м. и падает через гряду крупных скальных обломков, перегораживающую все русло. Чистых проходов нет. Высота сливов в разных местах до 2м
Вторая ступень. Далее на левом вираже продолжительная горка из сливов и "бочек", которая заканчивается мощным косым 2-2,5метровым сливом. Через 20-30м. сильный навал на большой скальный обломок в правой части русла. Основной поток идет слева от обломка (куда уйти весьма проблематично.

Третья ступень. Сразу за "камнем преткновения" за крутым правым поворотом, расположен пенный котел. Далее, до следующего левого поворота мешанина из сливов и "бочек". Затем, до окончания порога (после правого поворота) русло в центре забито множеством камней. Вода прыгает слева и справа через обливняки, множество сливов и "бочек".
25.Порог (5С-затруднительна- затруднительна). Длина около 2км. Следует сразу за преп.24, деление скорее смысловое – уклон становится поменьше. Сначала несколько крутых виражей со сливами, "бочками", прижимами. Затем препятствие вырождается в мощную шиверу. Посовещавшись, решили пор."Зеленый" обнести, т.к. организовать надежную страховку с берега проблематично - нет спокойных участков, но есть два явных "непрохода".
Но из-за трудоемкости обноса приняли решение весь 7каньон объехать. Порог оценили как 6С и выше. Загрузили все катамараны на "Мерс" с прицепом и в путь. В 17ч.30мин. встали на ночевку перед восьмым каньоном, рядом с устьем правого притока.

07мая, суббота.
С утра солнечная погода. Ветер. Вода вновь поднялась на 10-15см. и стала мутной.
У Сахаутдинова загноился большой палец правой руки: вечером вытащили колючку, наложили повязку, но для заживления таких ранок нужно время. Всю ночь его беспокоил палец и, по этой причине решили, что этот экипаж дальше идти не будет, а будет ехать в машине сопровождения. Разобрали катамаран (фото №34).
Попытались разведать 8-ой каньон, но с ПБ сверху из-за деревьев весьма сложно просмотреть порог, а с ЛБ сомнительно. Смогли оценить только начальную часть каньона.

Решили идти тандемом со взаимостраховкой. Вышли в 8ч.55мин.
8-ой каньон. 26.Порог (5С- правый (затруднительна) – левый(сомнительна)). Длина порога 1,5км. Слаломный участок с чередующимися "бочками", сливами и камнями в русле. Ярко выраженного, каньона нет. В первой половине порога характерных мест нет: весь поток несется в нешироком русле, перепрыгивая через хаотически разбросанные камни. Далее есть три характерных ключевых места. Первое – две серые скалы посредине каньона, проход между ними менее 10м. Второе через 50м. сразу после правого поворота за первым характерным местом. Левая половина русла перегорожена обливным камнем плавных очертаний, на камень навал. Третье – прижим к высоким черным скалам ЛБ в конце порога. Уход от прижима осложнен надводными и полуобливными камнями и "бочками".
Прошли порог в 9ч.03мин.

Вышли в 9ч.20мин.
После преп.26 шивера средней сложности. До автомобильного моста около 30мин. сплава. В 9ч.50мин. прошли мост, за ним длиная шивера-порог, которая тянется около 15км.
В 10ч.20мин. встали на десятиминутный отдых на ПБ, после надгробного мусульманского памятника. В 10ч.45мин. пролетели поселок Каинды по ЛБ и ПБ пос. Тегирменти, за ним капитальный мост.
Долина расширяется.
В 11ч.15мин. прошли еще один поселок Новороссийка и мост.
Здесь река делится на множество мелких проток, берега низкие, заросшие облепихой и ивняком.
В 11ч.25мин. встали на ПБ на десятиминутный отдых. В 11ч.55мин на ЛБ небольшая ферма, на ПБ на склоне горы хорошо заметная звезда, выложенная белыми камнями.
Постепенно порожистый участок переходит в шиверистый, уклон уменьшается, но река по прежнему сохраняет скорость течения.
В 12ч.10мин. прошли деревянный мост, пришлось под ним наклоняться, после него пос.Шабдан-Ата. В 12ч.25мин. зачалились на обед у железного моста (на нем надпись Шабдан-Батыр). Выше по течению экологический пост у Чонг-Кеминского заповедника.
В 13ч.50мин. вышли.
9-ый каньон (Нижне-Кеминское ущелье). Длина 8км., средний уклон 8-10м/км. Каньон сложности для сплава не представляет в любую воду. Препятствий, требующих осмотра нет, весь участок идется с ходу со взаимостраховкой. Основную опасность представляют металлические тросы. В каньоне одиночные камни, обломки скал, слабые прижимы. Заканчивается он при впадении р.Чонг-Кемин в р.Чу.
Шли тандемом со взаимостраховкой. В 14ч.40мин. вошли р.Чу (слева и очень маленькая).

В 14ч.45мин. прошли автомобильный мост и пор"Семеновский" (фото№ 38).
27.Порог "Семеновский"(4С). Длина 80м. Перепад 3м. Порог расположен под мостом. Он не сложен, но очень мощный. Струя наваливает на правую опору моста, а затем после крутого виража на левую стенку каньона. В пороге "бочки" и валы. Проходить лучше с ЛБ. Порог можно идти с ходу.
После порога р.Чу еще 2,5км течет в каньоне, затем берега понижаются. До плотины встречаются слабые прижимы, камни в русле.

В 14ч.55мин. прошли водозабор на ПБ. В 15ч. на высоком ЛБ сервисная зона, видны юрты, на автотрассе Бишкек-Балыкчи. Зачалились на ПБ на двадцатиминутный отдых. В 16ч. встали еще раз на пятнадцатиминутный отдых. В 16ч.45мин. подошли к регулирующей уровень воды плотине, перед пос. Кемин (Быстровка). Обнесли катамараны по ПБ.
Ниже плотины воды в реке заметно убавляется. Препятствий нет.
Вышли в 16ч.55мин. и через 35мин. сплава закончили маршрут на ЛБ в районе заброшенного линолиумного завода.
На регулирующей плотине узнали, что за три дня вода в р.Чу поднялась на 10м3/с и составила 50м3/с.
Встали на ночевку. Разобрали суда и слегка просушились.

08мая, воскресенье.
Выехали в г.Бишкек в 10ч.05мин.
В 12ч.05мин. были в офисе у Сергея Воронина. Затем съездили на базар за сувенирами. Вечером сауна.


2.6.3.Обеспечение безопасности
Для обеспечения безопасности на маршруте каждый член группы имел индивидуальные средства защиты: шлем хоккейный; надувной спасжилет; гидрокостюм; защитный костюм; нож; спички в герметичной упаковке; зажигалку; индивидуальный спасконец; карабин.
В поход бралось опробованное снаряжение: группа имела медаптечку, кроме основной, каждый имел индивидуальную - в зависимости от своих "болячек"; ремнабор на каждое судно, спасконец “морковка” на каждое судно, по одному запасному веслу на каждое судно, на два судна комплект карт, описания порогов, потому что все пороги проходили в связке: К-.1с К-2 и К-3 с К-4.
При прохождении порогов организовывали страховку с берега и с воды, в основном шли “тандемом”, движение осуществляли с разрывом 25-30 м.
Одним из главных факторов безаварийного прохождения маршрута мы считаем, что у нас не было дефицита времени. На более сложных участках мы больше времени тратили на разведку и организацию страховки.

2 .7.Потенциально опасные участки
 Порог "Габарит" на р.Чонг-Кемин;
 Порог "Дюресу" (5-ый каньон) р.Чонг-Кемин;
 Порог "Каменоломня" (6-ой каньон) р. Чонг-Кемин.
 Порог "Ералаш" (6-ой каньон) р. Чонг-Кемин.
 Порог "Мельница" (6-ой каньон) р. Чонг-Кемин
 Порог "Баня" (6-ой каньон) р. Чонг-Кемин
 Порог "Повицкого" р. Чонг-Кемин
 Порог "Зеленый" (7-ой каньон) р. Чонг-Кемин
 "Восьмой каньон" р. Чонг-Кемин

2.8.Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
Непосредственно сам сплав по р.Чонг-Кемин, включая восьмой каньон, пролегает в "Чонг-Кеминском природном заповеднике". Весь маршрут проходит в живописнейшей горной местности. При желании можно сделать радиальный выход на озеро Кель-Тер (Кель-Когур) в районе 6-го каньона.
При подготовке к походу, перелопатив немало материалов, мы про рыбалку ничего не нашли и не взяли снастей, о чем впоследствии пожалели. Рыба в р.Чонг-Кемин есть! При прохождении пор."Габарит" на наших глазах местные рыбаки вытащили трех огромных хариусов. Раньше местное население выживало за счет скотоводства и не интересовалось рыбалкой, теперь многие выживают летом за счет ловли рыбы.
В низовьях р.Чонг-Кемин по берегам реки очень много облепиховых кустов и деревьев.
После прохождения маршрута при желании можно посетить одну из жемчужин Кыргызстана - оз.Иссык-Куль, которое не замерзает даже зимой.

2.9.Дополнительные сведения о походе

2.9.1.Личное снаряжение

Наименование

Ед.измерения

Количество

1

Шлем хоккейный

шт.

1

2

Рюкзак

шт.

1

3

Защитный костюм

шт.

1

4

КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)

Компл.

1

5

Мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце

Компл.

1

6

Паспорт гр.РФ + загран.паспорт

шт.

2

7

Н/з денежный

Рублей

1500

8

Спички в герметичной упаковке

Коробок

2

9

Вкладыш непромокаемый

шт.

1

10

Мешочки полиэтиленове

шт.

5

11

Индивидуальный перевязочный пакет (бинт)

шт.

1

12

Шапочка

шт.

1

13

Трико шерстяное

шт.

1

14

Плавки

шт.

1

15

Свитер

шт.

1

16

Шорты

шт.

1

17

Костюм спортивный шерстяной (под гидрокостюм)

Компл.

1

18

Кеды

Пар

1

19

Носки х/б

Пар

4

20

Носки шерстяные

Пар

1

21

Туристские ботинки

Пар

1

22

Кроссовки

Пар

1

23

Спальный мешок

шт.

1

24

Гидрокостюм

Компл.

1

25

Накидка от дождя

шт.

1

26

Куртка типа "анорак" капроновая

шт.

1

27

Карабин альпинистский

шт.

1

28

Зажигалка

шт.

2

29

Спасжилет

шт.

1

30

Коврик туристский

шт.

1

31

Тапочки для поезда

Пар

1

32

Свечка или фонарик

шт.

1

33

Куртка теплая на синтепоне

шт.

1

34

Записная книжка, карандаш, ручка

Компл.

1

35

Весло

шт.

1

36

Личная медаптечка

Компл.

1

37

Обвязка для рюкзака 3 м.

шт.

2

38

Футболка х/б

шт.

2

39

Спортивный костюм

шт.

1

Итого: 12 кг.

Следует отметить, что вес следует уменьшать за счет применения более легкой обуви и вещей из синтетического материала, капроновой ткани. Одежда с учетом резких климатических изменений нужна теплая и максимально легкая. Под гидрокостюм следует надевать одежду из шерсти, потому что, она даже намокнув, согревает. Верхняя одежда должна быть хорошо заметна среди лесного массива (хорошо применять оранжевые, красные, желтые тона).
Особое внимание обратить на средства самостраховки. При себе держать спички, деньги, документы в герметичной упаковке.

2.9.2.Групповое снаряжение

№ пп

Наименование

Ед. измерения

Кол-во

Примечания

1

Палатка капроновая с тентом

шт.

3

 

2

Топор с чехлом

шт.

1

 

3

Пила двуручная с чехлом

шт.

1

 

4

Котлы

шт.

2

 

5

Ремнабор

шт.

4

На каждое судно

6

Аптечка медицинская

компл.

1

 

7

Фотоаппарат "Зенит"

шт.

1

 

8

Фотоаппарат " Skina" SK-333

шт.

2

 

9

Картографический материал

компл

2

На два судна

10

Групповые документы

компл.

1

 

11

Веревка 20 м. ("чалка")

шт.

4

На каждое судно

12

Компас жидкостной

шт.

1

 

13

Наддувы к катамаранам

шт.

8

По 4 на каждое судно

14

Гондолы катамаранные с чехлами

компл.

8

По 2 на каждое судно

15

Весло запасное

шт.

4

На каждое судно

16

Спасательный конец "морковка"

шт.

4

На каждое судно

17

Тент групповой

шт.

1

 

18

Резиновый жгут для обвязки катамарана

компл.

4

На каждое судно

19

Качек "лягушка"

шт.

4

На каждое судно

20

Каркас для катамарана

компл.

4

 

21

Видеокамера "Sony Handycam video 8"

шт.

1

 

22

Зарядное устройство для видеокамеры (солнечные батареи)

шт.

1

 

23

Аккумулятор для видеокамеры

шт.

3

 

24

Кассета для видеокамеры "TDK"

шт.

4

 

25

Видеокамера "Sony" DCR-TRW16E

шт.

1

 

26

Фотоаппарат "Nikon" FG-20

шт.

1

 

27

Фотопленки "Konica"

шт.

12

 

Итого: 144 кг.

К-1– 3,5м, каркас – 1,8м, объём – 1,5т. Производство Лямин, г.Уфа.

К-2- 3,5м, каркас – 1,8м, объем – 1,2т. Производство Кулик, г.Новосибирск.

К-3- 3,5м, каркас – 1,8м, объем – 1,2т. Производство Кулик, г.Новосибирск.

К-4- 3,5м, каркас – 1,8м, объем – 1,3т. Производство Поляков, г.Уфа.

2.9.3.Ремнабор

Ремонтный набор делился на четыре части, чтобы была возможность автономного ремонта каждого судна. В его состав входили: клей, бензин для ремонта гондол, скотч, бумага наждачная, изолента и т.д.

2.9.4.Медаптечка

Наименование Количество Примечание
1 Анальгин 1 упаковка Обезболивающее
2 Димедрол 5 ампул Снотворное, успокаивающее, противоаллергическое
3 Парацетомол 1 упаковка От головной боли
4 Левомицитин 1 упаковка От диареи
5 Валидол 1 упаковка Сердечное
6 Уголь активированный 1 упаковка Желудочное
7 Аспирин 1 упаковка Жаропонижающее
8 Бисептол 1 упаковка Противовоспалительное
9 Новокаин 4 ампулы Обезболивающее, обкалывать вокруг раны
10 Настойка йода 1 флакон  
11 Но-шпа 1 упаковка Спазмалгетик
12 Бактерицидный лейкопластырь 5 упаковок  
13 Бинты стерильные 2 упаковки  
14 Вата 1 упаковка  
15 Стрептоцид 1 упаковка Антибактериальное
16 Аллахол 1 упаковка Желудочное, печень
17 Спазган 1 упаковка Спазмалгетик
18 Баралгин 5 ампул Обезболивающее, в экстремальных случаях
19 Лейкопластырь (простой) 1 бобина  
20 Сульфацид-натрия 1 флакон Глазные капли
21 Бромгексин 1 упаковка От кашля
22 Анальгин 5 ампул Обезболивающее
23 Сульфокамфоин 16% 3 ампулы Противошоковое
24 Одноразовые шприцы 4 шт.  
25 Ножнички 1 шт.  
26 Смекта 10шт. Противодиорейное, от изжоги
27 Пинцет 1 шт.  
28 Мазь "Левомеколь" 1тюбик Заживляющее
29 Мазь "Финалгон" 1 тюбик Согревающее

Итого: 2,5кг.

2.9.5. Краткая характеристика района

Северный Тянь-Шань, по которому проходил наш спортивный поход, расположен в северо-восточной части Кыргызстана. Основной физико-географической особенностью этого района является отчетливо выраженное, преимущественно широтное, чередование хребтов и крупных межгорных впадин. Заилийский Алатау является наиболее северной горной цепью Тянь-Шаня. Он образует полого выгнутую дугу широтного простирания. Длина его около 250 км, ширина - 30-40 км. В центральной, наиболее возвышенной части, высота хребта достигает более 4000м, с наивысшей отметкой 4951 м - пик Талгар. На восток и запад высота хребта понижается. Ответвления от основного хребта в восточной части образуют низкогорье Сючитинских гор, характеризующихся резким и чрезвычайно расчлененным рельефом. Кунгей Алатау смыкается с Заилийским Алатау в Чилико-Кеминском горном узле, который служит водоразделом крупнейших высокогорных долин Северного Тянь-Шаня: западной - Чонг-Кеминской и восточной - Чиликской. К западу от этого горного узла хребты Кунгей и Заилийский Алатау, принимая юго-западное направление, протягиваются более, чем на 100 км, а между ними располагается Чонг-Кеминская долина. Далее кунгей Алатау, веерообразно расчленяясь в западной части, переходит на левый берег р. Чу. Хребет Заилийский Алатау в районе верхнего правого притока р.Кашка-Су образует горный узел, где также делится на два хребта: Кастекский и Кеминский. Киргизский хребет в восточной части как бы обтекает западное окончание хребта Кунгей Алатау.

Для хребтов Кунгей и Заилийский Алатау характерно общее снижение высот с востока на запад, а для Киргизского наоборот- с запада на восток.

Наибольшей высотой отличается Кунгей Алатау - наивысшая точка Чок-Тал -4771м расположена в верхней части р.Чонг-Кемин у истоков р. Джинды-Су,

средняя высота хребта 3700-3900м.

Главными реками Чонг-Кеминского района являются р.Чонг-Кемин и р.Чу.

Река Чу берет начало на внутреннем Тянь-Шане в месте слияния р. Кочкор и р.Джоон-Арык, в хребтах Терскей-Алатау и Джомголтау. В конце - р.Чу теряется среди соленых озер, солончаков и песков. Оканчивается в оз.Саумакколь, на западной окраине пустыни Бет-Пак-Дала. В верхнем течении пересекает горные хребты и протекает в узких ущельях Орто-Токайское и Боамское, имея характер горной реки. Ниже по течению входит в широкую долину. Длина реки 1030 км. Площадь бассейна 27000 кв. км.

Река Чонг-Кемин (Большой Кемин -"поселок"-кыргыз.)образуется от слияния р. Ак-Су и Челек, вытекающего из ледникового оз.Челек-Коль (Джасыль-Куль (3427 м)) в пределах Кемин-Челекского горного узла.

Общая длина - около 140 км. На протяжении первых 30 км р.Чонг-Кемин протекает в безлесной, довольно просторной долине, по правому берегу встречается стланник, лес появляется лишь в долине левого притока Орто-Койсу в 2-3 км от реки. До моста перед впадением речки Джинди-Суу река несколько раз разбивается на множество проток, более полноводные из которых у правого крутого берега. От истока до впадения в р.Чу, Чонг-Кемин принимает в себя более 40 ручьев и речушек. Водность его и мощность препятствий плавно нарастают от каньона к каньону. Наиболее сложные и мощные препятствия сосредоточены в средней части р.Чонг-Кемин. Последние 40 км реки, после пос.Каинды и Тегирменти, технической сложности не представляют. Почти на всем протяжении река неширока - 15-20 м, суточный перепад воды 30-50 см. В р.Чу р.Чонг-Кемин впадает в районе Боамского ущелья, длина которого около 10 км. Продолжая течь в каньоне (2.5 км), река в 2 раза увеличивает расход и мощность воды, однако после автомобильного моста, под которым расположено последнее серьезное препятствие на маршруте, река резко упрощается и до плотины в пос.Кемин встречаются лишь слабые прижимы и отдельные камни.

Верховья р.Чонг-Кемин находятся выше зоны леса. Основными источниками питания рек, Чу и Чонг-Кемин являются ледники и вечные снега, которые находятся на водораздельной полосе хребтов Терскей, Кунгей и Заилийский Алатау. Значительную роль в питании играют также сезонные снега, весенне-летние дожди и подземные воды.

По характеру водного режима реки, Чу, и Чонг-Кемин относятся к рекам тянь-шаньского типа, у которых повышение уровня воды обычно начинается в апреле во время таяния зимних снегов в низкогорье и выпадения весенних дождей. С мая по сентябрь, в результате летних дождей и интенсивного таяния ледников и снегов в высокогорье наблюдается наибольший подъем воды в реках.

С сентября отмечается спад воды, который продолжается до апреля

следующего года. Расход воды в реке по месяцам приведен ниже.

Расход воды в устье р. Чонг-Кемин

Месяц

Средний, м3/с

Максимальный, м3/с

Минимальный,м3/с

Январь

12,2

15,7

10,4

Февраль

10,9

11,5

10,8

Март

10,9

11,9

10,4

Апрель

12,2

19,2

10,8

Май

25,4

66

13

Июнь

28,5

81,3

16

Июль

37

67,3

22,7

Август

37,7

59,8

23,9

Сентябрь

25,6

55,8

19,6

Октябрь

17,7

20,4

14

Ноябрь

14,3

16

11,1

Декабрь

10,9

13

9,4

Среднегодовой расход воды - 20.1 м3/сек.

Основные притоки:

Слева - Ак-Суу, Долонаты, Чолпон-Ата, Тортунчу-Койсу,

Чонг-Койсу, Орто-Койсу, Койсу, Чоктал, Джинды-Суу, Кашка-Суу, Дюресу,

Кель-Тер, Тору-Айгыр, Чонг-Каинды, Калмак-Ашу, Тар-Суу;

Справа - Талгар, Кашка-Суу, Кель-Алматы, Туюк-Алматы, Алагир, Алматы (Ак-Суу), Чонг-Аксу, З. Чонг-Аксай, Бассы-Джая, Джая, Каскелен, Ташкия, Бузулган-Сай,Чонг-Баши, Четыйды, Кашка-Суу, Тегерменты.

Длина сплавной части по р.Чонг-Кемин - 157 км.

Средний уклон - 14 м/км.

Плошадь басейна - 1780 км2.

2.10.Стоимость питания, средств передвижения, снаряжения, проживания

Статья расходов

На одного человека, руб.

На группу в 8 человек, руб.

1. Транспорт

   

г.Уфа-г.Оренбург, автомобиль

500

4000

г.Оренбург-г.Бишкек, поезд

1372

10976

г.Бишкек – нач. 4-го каньона р.Чонг-Кемин

700

5600

Встреча, регистрация

180+90

1440+720

пос.Кемин – г.Бишкек, автомобиль

342,5

2740

г.Бишкек – г.Оренбург, поезд

1700

13602

г.Оренбург – г.Уфа, автомобиль

500

4000

2. Питание на активной части.

187,5

1500

3. Питание в дороге

400

3200

4. Расходы для фото- и видеоаппаратуры

84

672

5. Снаряжение

75

600

6. Медаптечка

77

616

7. Составление отчета

100

800

8. Прочие расходы

625

5000

Итого: 6934 руб. 55472 руб.

2.11.Итоги, выводы, рекомендации

В целом, группа удовлетворена результатами похода. Мы прошли интересный в спортивном и познавательном плане маршрут пятой категории сложности.

Фактический график движения несколько отклонился от запланированного, но это абсолютно не повлияло на прохождение порогов, и на настроение группы. Участникам похода представилась возможность ознакомиться с уникальной природой Тянь-Шаня – весь маршрут проходил в Чонг-Кеминском заповеднике. Группа получила опыт преодоления сложных водных препятствий на двухместных катамаранах, технического построения движения и организации страховки на реках Северного Тянь-Шаня в короткие сроки, и не совсем обычное время года (башкирские группы еще ни разу не проходили р.Чонг-Кемин в апреле-мае). Хотя, если говорить о сроках проведения сплава, то на р.Чонг-Кемин следует идти во второй половине мая, когда уровень воды будет средний. Контрольные сроки группой выдержаны, маршрут пройден безаварийно.

Полностью оправдала себя тактика прохождения, ориентированная на самостраховку экипажей и страховку с воды в походной колонне. Как результат, каньонные участки проходились достаточно быстро, с меньшим техническим временем, с меньшей усталостью экипажей - а значит, и с большей безопасностью.

Отдельно надо сказать об акклиматизации. Начало сплава по р.Чонг-Кемин находится на высоте 2500-2600м. Человеку неподготовленному очень трудно к этому привыкнуть, иногда резкий подъем может привести к непоправимым последствиям. Рекомендации президента турфирмы "Horizon Travel" Воронина Сергея: Перед выходом на маршрут в высокогорный район на один день необходимо выехать из г.Бишкек (высота 1000м.) в горы на высоту 2500м. и походить по горам, подняться до высоты в 3000м., а затем вновь спуститься и вернуться в г.Бишкек и только на следующий день выезжать на маршрут.

Самый главный итог данного спортивного похода – решение всех поставленных задач.

Используемая литература.

  1. Отчет о водном туристическом путешествии 5-ой категории сложности по маршруту р.р.Чонг-Кемин-Чу, совершенном с 15.08-04.09.1998г. под руководством Маловой С.Ю., г.Саратов.
  2. Отчет о водном туристическом путешествии 5-ой категории сложности по маршруту р.р.Чонг-Кемин-Чу, совершенном в августе 1996г., г.Рязань.
  3. Отчет о водном туристическом путешествии 6-ой категории сложности по маршруту р.р.Чонг-Кемин-Чу, совершенном с 25.08-12.09.1994г. под руководством Кистанова С.П., Карагандинская обл.
  4. Отчет о водном туристическом путешествии 5-ой категории сложности по маршруту р.р.Чонг-Кемин-Чу, совершенном с 22.07-14.08.1995г. под руководством Тулина А.В., г.Москва.
  5. Отчет о водном туристическом путешествии 6-ой категории сложности по маршруту р.р.Кекемерен -Чонг-Кемин-Мал.Нарын-Бол.Нарын-Нарын, совершенном с 11.08-09.09.2001г. под руководством Верхотурова М.А., г.Уфа.
  6. "Русский турист". Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004гг. М.,2001.


 

  Админ: serb@list.ru

  © Sergio Web-studio 2004 - 2006г.   

При использовании материалов сайта ссылка него обязательна.
Немного истории | Маршрут №1 | Маршрут №2 | Маршрут №3 | Дополнительная информация
Написать | Ссылки | Сделать заказ

Хостинг от uCoz